Медицина

Медицинский портал

Способность слышать дана человеку от рождения, а вот осознать и систематизировать услышанное мозг учится в течение всей жизни. Воспринять информацию на слух не так... Умение слушать: 5 золотых правил

Способность слышать дана человеку от рождения, а вот осознать и систематизировать услышанное мозг учится в течение всей жизни. Воспринять информацию на слух не так просто, как кажется. Вам знаком диалог:

— Дорогой, мы же в эти выходные едем к маме!

— Да ты что? Я не знал…

— Я говорила тебе об этом несколько раз, ты никогда меня не слушаешь.

Слышать и слушать – две разные вещи. Порой в потоке информации «в одно ухо влетает, в другое вылетает». Чем это грозит? Напряжением в отношениях, отстраненностью окружающих, риском пропустить важное. Подумайте честно – а вы хороший собеседник? Хороший не тот, кто красноречиво говорит, а кто внимательно слушает! И если вы заметили, что ваш телефон молчит, родные больше разговаривают с друзьями, чем с вами, то пора задуматься – почему? Умение слушать можно в себе развивать и тренировать, и это будет козырем и в личных, и в рабочих делах.

Правило первое: не делать два дела одновременно

Разговор – это процесс, который требует умственного и эмоционального напряжения. Чтобы он был результативный, нужно минимизировать отвлекающие факторы. Если человек говорит о своей проблеме, а вы при этом ежеминутно заглядываете в телефон, это минимум неуважение. Серьезный разговор при просмотре телепередачи тоже не будет конструктивен. Мозг человека не приспособлен для многозадачного режима. Постарайтесь полностью сконцентрировать внимание на собеседнике, смотреть на него, показать, что сказанное им для вас важно и интересно.

Правило второе: не критикуйте

Даже если к вам обратились за советом, это не значит, что собеседник действительно хочет от вас решения его проблем. Большинство людей имеют собственное мнение, и желают просто выговориться и получить подтверждение правоты своих действий. Если услышанное вызывает у вас отрицательные эмоции и неприятие, просто дослушайте до конца. Часто уже во время разговора, мы начинаем продумывать ответ – это ни к чему, так легко пропустить важные тонкости. Обращайте внимание не только на слова, но и на эмоции собеседника, успокойте, если он перевозбужден, развеселите, если подавлен.

Правило третье: изучите язык жестов

Один известный психолог сделал интересное наблюдение. Копируя в разговоре жесты собеседника, ему удавалось максимально расположить к себе человека. Если вы ведете разговор, отвернувшись к плите, то он не будет эффективен. Либо отложите дела, ну а уж, если подгорает картошка, вежливо предложите продолжить через несколько минут. Никогда не занимайте перед собеседником «закрытую позу». Наблюдайте, жесты могут подсказать, говорит ли человек правду, насколько он обеспокоен и многое другое.

Правило четвертое: интересуйтесь

В ходе беседы задавайте уточняющие вопросы. Но они должны быть открытыми, то есть требующие развернутого ответа. «Как тебе это удалось?», «Что он конкретно сказал?». Пусть собеседник поймет, что вы действительно вовлечены и заинтересованы. Избегайте закрытых вопросов, требующих ответа «Да» и «Нет». Не делайте резких суждений – «Бросай этого хама», «Увольняйся с работы». Ваша задача не вершить судьбы людей, а сопереживать. И помните: «Ясно» – слово, о которое разбились многие разговоры.

Правило пятое: тренируйте умение слушать

Мир полон звуков, несущих информацию, мы воспринимаем небольшую часть из них. Пройдитесь по городу без наушников, вслушайтесь в пение птиц, шум машин. Вы удивитесь, как много мы не замечаем, пропускаем мимо ушей. Послушайте давно знакомую песню и обратите внимание на ее слова, слышали ли вы их раньше? Помедитируйте с закрытыми глазами, впустите в себя звук как источник информации об окружающем мире. Подслушайте разговоры людей в очереди, в транспорте, попытайтесь понять их боль и заботы. И больше молчите.

Двадцать первый век несет свои особенности. Мы стали больше общаться в социальных сетях и мессенджерах, больше писать и ставить смайлики, чем разговаривать. Отправить маме СМС проще, чем приехать на чашку чая.

Выслушать, заглянуть в глаза… Умение слушать и общаться – это большой бонус как для личных, так и для деловых отношений. А научиться этому никогда не поздно.

Анна Понкратова

 

vegetarian.ru

Нет комментариев

Оставте комментарий