На добрую долгую память. Часть 1
Психология 31.08.2021 caen 0
Каких только метафор для памяти не придумали за время ее изучения! Сравнивают память и с восковой дощечкой, на которой время оставляет свой след, и с чердаком – у кого захламленным, а у кого идеально прибранным…
Но, пожалуй, поэтичнее всего, когда память представляют как горы и ущелья, где люди прячут свои сокровища. Некоторые спрятаны получше, и поэтому их всегда легко найти. Ну, а некоторые вполне могут и потеряться!
Наша задача – не растерять свои сокровища, а приумножить их! А для этого, прежде всего, механизмы память должны быть эффективными. То есть одинаково хорошо обеспечивать следующие процессы:
запоминание – фиксацию информации
сортировку – распределение содержания памяти по определенным «ячейкам»
хранение,
и, наконец, забывание. Последнее часто не упоминают, и напрасно. Невозможно удерживать в памяти все, что когда-либо в ней оказалось. Для нормальной умственной деятельности человеку просто необходимо время от времени избавляться от части «сокровищ» – и это не менее важно, чем их копить.
Общие принципы работы памяти
Для того чтобы что-то запомнить или выучить, необходимо прежде всего этого действительно захотеть. Искренне и четко сформулируйте для себя цель – зачем Вам нужно запомнить? Запоминание происходит лучше, если содержание запоминаемой информации осмысливается. Сталкиваясь с новой информацией, надо прежде всего постараться уловить основной смысл сообщения и связать новые факты с уже известными Вам. Каким бы способом не происходило запоминание, без постоянного повторения забывание неизбежно. Именно поэтому мы не забываем номера телефонов, которыми пользуемся ежедневно.
Факты, только факты…
Та часть памяти, в которой хранятся наши знания о предметах, странах, обстоятельствах – словом, о различных фактах нашей жизни, называется декларативной памятью. Здесь «лежит» и все, чему Вас учили в школе, и советы родителей, и Ваши планы на день. Какие же свойства такой памяти особенно важны для нас?
Известно, что объем памяти составляет от 5 до 9 элементов. Что это означает на практике? И как быть, если в Вашем списке, допустим, 28 пунктов? Разделить его. Лучше – по смысловому признаку, но в крайнем случае просто делите весь объем материала на 6-7 блоков и заучивайте каждый в отдельности.
Для эффективного запоминания элементов, слабо связанных (или вовсе не связанных) между собой логически, особенно хорош так называемый метод мест, описанный еще Цицероном. Его суть в следующем. Допустим, Вам нужно подготовиться к докладу, для чего запомнить несколько тезисов в определенном порядке. Вы выбираете ряд объектов, местоположение и порядок расположения которых Вам точно известны – это могут быть любые предметы в Вашем доме (например, сувениры на рабочем столе или даже флаконы на полке в ванной!) или за его пределами (здания на улице, по которой Вы проходите каждый день). Затем, не торопясь, мысленно «прикрепляете» свои тезисы в нужном Вам порядке к соответствующим объектам. При выступлении с докладом Вам остается лишь мысленно «прогуляться» по знакомой улице или «перебрать» знакомые предметы, воспроизводя свои мысли в нужной последовательности.
Часто возникает необходимость запомнить печатный текст. Здесь можно действовать следующими способами.
Способ первый. Любой текст подразумевает деление на абзацы, при этом каждый абзац имеет некую смысловую завершенность. Вам необходимо выделить ключевую мысль каждого абзаца и сформулировать ее одним словом или словосочетанием; теперь остается лишь запомнить эти «опорные» слова – и в случае необходимости Вы всегда сможете припомнить общий смысл. Если же текст недостаточно хорошо структурирован или несет значительную смысловую нагрузку, лучше использовать
Способ второй. Заранее сформулируйте для себя, что именно Вам нужно будет почерпнуть из текста. Затем по возможности не торопясь и вдумчиво прочитайте его, обращая особое внимание на нужные Вам моменты. После этого поразмыслите над содержанием текста (все ли осталось понятным? Согласны ли Вы с точкой зрения автора? Возможно, что-то требует уточнения?) и перескажите его своими словами.
Кстати, что касается плана на день (неделю, месяц, …). Совет, который часто дают и редко применяют на практике – все записывать. Эта тотальная необходимость и пугает больше всего – а вдруг что-то забудешь записать? А вдруг потеряется ежедневник? К тому же можно услышать и мнения вроде «что записываю – не забываю, а то, что забыл сделать — забыл и записать…». Но, тем не менее, если Вы в принципе склонны к планированию, то этот метод вполне подходит. Кроме того, постоянное ведение записей способствует организации мышления и вырабатывает навык постановки целей.
Источник: https://www.myjane.ru
Нет комментариев
Оставте комментарий