Упрямые, недовольные, вечно несогласные люди — пассивные агрессоры. Как с ними взаимодействовать с наименьшим ущербом для своей психики?
Поведение пассивных агрессоров кажется нейтральным или даже благодетельным — никому не вредят, не угрожают, не обманывают. Даже коварных интриг не плетут. Но если присмотреться, основа их действий — агрессия и неудовлетворенность. Они косвенно пытаются критиковать, манипулировать, влиять на поведение других людей.
Как это выглядит? Приведем примеры
Человек избегает встреч со своими друзьями и постоянно ищет этому оправдания. То одна отговорка, то другая. И так до бесконечности. На самом деле, он не хочет видеться, так как сдерживает неприязнь, агрессию по отношению к товарищам.
В процессе ссоры пассивный агрессор говорит: «Я не злюсь», «Со мной все в порядке». Он отрицает свои истинные чувства, эмоционально закрывается и перестает впредь обсуждать проблему.
Умышленное промедление — это тоже «пассивный протест» против того, что неприятно. Человек будет тянуть до последнего с заданием, с выходом из дома на мероприятие, если оно ему не по душе.
Намеренно плохое выполнение работы. Например, жена упрекает мужа, что он мало помогает по дому. В следующий раз супруг специально плохо вымывает посуду и говорит: «Я сделал все, что мог». Таким образом он «протестует» против навязывания лишних обязанностей.
Когда сотрудник чувствует себя недооцененным, он может намеренно «забывать» о рабочих делах, которые руководство стало воспринимать как само собой разумеющееся. Он прямо не высказывает недовольство, зато косвенно показывает свою значимость.
Если пассивный агрессор — начальник, он может внезапно начать критиковать качества или работу подчиненного, которые раньше хвалил и одобрял. О причине такого поведения специалист, видимо, должен догадаться сам.
«Все хорошо», — с обидой в голосе говорит девушка, вместо того чтобы прямо рассказать парню об источниках своего недовольства. Дуться, а не обсуждать проблему, это привычка пассивного агрессора.
Осознавая изъяны своей внешности или своего характера, девушка дарит подруге книги вроде «Как стать красивой» или «Работаем над своей агрессией».
Почему люди становятся пассивными агрессорами?
В каждом конкретном случае причины будут свои. Пассивно-агрессивное поведение может быть связано с воспитанием: если родители поощряли сокрытие истинных эмоций. Или были очень строгими, и детям приходилось выражать недовольство косвенно — дуться, медлить, намеренно делать задание плохо.
Пассивная агрессия может возникать ситуативно у каждого человека. Например, если прямое выражение агрессии социально неприемлемо: не можем отказать старшему родственнику, хотя нам не удобно помогать ему в данный момент, а он мог бы подождать. Злиться открыто себе не позволяем, но специально опоздать к нему можем.
Еще одна причина — поиск простого пути решения проблемы. Ведь проще не разбираться с обидчиком, не тратить время на выяснение отношений, а сказать «Все в порядке» — и постараться с этим человеком больше не пересекаться.
Как реагировать на пассивную агрессию?
Даже незначительная пассивная агрессия может испортить отношения. Что делать, если с вами напрямую не выясняют вопросы, а идут обходными путями?
Создать безопасную среду. Дайте человеку понять: с вами можно без страха обсуждать любые проблемы, раскрывать свои чувства. Скажите, что вы готовы услышать правду, какой бы она ни была, и это не навредит вашей дружбе.
Проявляйте сочувствие. Чтобы «растопить» барьеры, продемонстрируйте свою сердечную теплоту, мягкость, гибкость. Пусть собеседник ощутит заботу, почувствует себя в безопасности.
Не сдавайтесь, выясняйте отношения с агрессором до последнего. Заставьте его поговорить с вами, расставить все точки над «i». Иначе он увидит, что манипуляции работают — и будет дальше уходить от разговоров и дуться.
Используйте положительное подкрепление. Как только раскрепостите «мягкого агрессора» — скажите, как приятно вам было с ним пообщаться. Как вы рады его искренности. Побудите и дальше вести себя открыто.
И, конечно, лучшее решение — это консультация агрессора с психологом. Специалист найдет причину косвенной агрессии, научит справляться со своими страхами и выражать недовольство конструктивно, напрямую.
Источник https://news.yellmed.ru/
Нет комментариев
Оставте комментарий